Перейти к содержимому

Вопрос — Ответ

В данной рубрике Вы сможете найти ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по реализации федерального закона от 28 января 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Вопрос:
Что будет, если гражданин предоставит неточные или недостоверные данные, например, о размере среднемесячных доходов или не сообщит об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в социальных услугах?

Ответ:
В настоящем законе не предусмотрены санкции за сообщение неточных сведений или за непредставление информации об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в социальных услугах.

Вопрос:
В чем состоят обязанности получателей социальных услуг в соответствии с настоящим Законом?

Ответ:
Согласно ст. 10 настоящего закона получатели социальных услуг обязаны:
1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;
2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;
3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

Вопрос:
Что принципиально нового сформулировано в законе по вопросу прав получателей услуг?

Ответ:
- право на выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;
- право на участие в составлении индивидуальных программ;
- право на социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Закона.

Вопрос:
Если гражданин имеет право на участие в составлении индивидуальной программы, должен ли он присутствовать при разработке и утверждении своей индивидуальной программы?

Ответ:
Это право, но не обязанность гражданина. Он вправе высказать свои представления о необходимых ему услугах в заявлении на предоставление социальных услуг, типовой вариант которого утвержден.
В случае, если разработанная программа не отвечает его потребностям, или его не признали нуждающимся в социальном обслуживании, гражданин вправе оспорить это решение в судебном порядке.

Вопрос:
Какими правами наделены получатели социальных услуг?

Ответ:
Согласно ст. 9 настоящего закона получатели социальных услуг имеют право на:
1) уважительное и гуманное отношение;
2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;
3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;
4) отказ от предоставления социальных услуг;
5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) участие в составлении индивидуальных программ;
7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;
8) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
9) социальное сопровождение.

Вопрос:
Являются ли волонтеры, благотворители и прочие граждане, принимающие участие в оказании социальных услуг не на постоянной или не на профессиональной основе, участниками системы социального обслуживания?

Ответ:
Положения настоящего Закона не предусматривают их включение в систему социального обслуживания в силу того, что их деятельность регламентируется другими нормативно-правовыми актами.

Вопрос:
Что входит в систему социального обслуживания населения?

Ответ:
Согласно ст. 5 настоящего закона в систему социального обслуживания населения входит:
1)уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
2)уполномоченный орган субъекта Российской Федерации;
3)организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
4)организации (учреждения) социального обслуживания субъекта Российской Федерации;
5)негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания;
6)индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

Вопрос:
В каких случаях допускается предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия?

Ответ:
Согласно ст. 6 настоящего закона предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:
1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
2) по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
3) при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Вопрос:
Какие действия определяет принцип конфиденциальности информации о получателе социальных услуг?

Ответ:
Согласно ст. 6 настоящего закона не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей.
С согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме, допускается передача информации о получателе социальных услуг другим лицам (например, в рамках электронного обмена информацией сведения о получаемых гражданином социальных выплатах могут быть представлены для оценки уровня среднедушевых доходов в процессе разработки индивидуальной программы предоставления социальных услуг).

Вопрос:
Что определяет принцип сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде?

Ответ:
Это означает преимущественное внимание к развитию стационарозамещающих технологий, поддержке граждан, проживающих у себя дома, с помощью соответствующих социальных услуг – вместо перемещения этих граждан в стационарные учреждения, когда в силу возраста, травмы или заболевания они не могут самостоятельно осуществлять самообслуживание и перемещение.
Этот принцип ориентирует на поддержание жизненных ресурсов самих граждан, продление их социальной активности.
Он позволяет предотвратить увеличение очередности на предоставление стационарных социальных услуг.

Вопрос:
Что определяет принцип приближенности поставщиков к месту жительства получателей социальных услуг и т.д.?

Ответ:
Указанный принцип определяет:
- доступность социальных услуг с точки зрения пространственно-территориальной возможности получателю прибыть к месту оказания услуг;
- достаточность количества поставщиков услуг, чтобы все получатели, нуждающиеся в их предоставлении, могли получить соответствующие услуги без длительного ожидания в очереди;
- достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и пр. ресурсов у поставщика с тем, чтобы предписанные гражданину услуги могли быть ему представлены без ссылок на отсутствие нужных кадров, нужного оборудования, помещений и пр.

Вопрос:
Какие принципы определяют деятельность по организации социального обслуживания?

Ответ:
Согласно ст. 4 настоящего Закона деятельность по организации социального обслуживания определяют следующие принципы:
1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
2) адресность предоставления социальных услуг;
3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
5) добровольность;
6) конфиденциальность.

Вопрос:
Какие понятия из прежнего законодательства, прекратившего действие с 1 января 2015 года, отсутствуют в настоящем Законе?

Ответ:
В настоящем Законе отсутствуют следующие понятия:
- социальная служба (вместо этого – поставщик социальных услуг);
- клиент социальной службы (вместо этого – получатель социальных услуг);
- трудная жизненная ситуация (вместо этого – нуждаемость в социальном обслуживании, определяемая на основании обстоятельств, перечисленных в ст. 15 закона).

Вопрос:
На чем основывается социальное обслуживание?
Ответ:
Согласно ст. 4 настоящего Закона социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

Вопрос:
Кто предоставляет гражданам социальные услуги?
Ответ:
Согласно ст. 3 настоящего Закона поставщик социальных услуг – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

 Вопрос:
Как определяет закон человека, которому предоставляются социальные услуги?
Ответ:
Согласно ст. 3 настоящего Закона получатель социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.

 Вопрос:
Каковы цели предоставления гражданину социальных услуг?
Ответ:
Согласно ст. 3 настоящего Закона социальные услуги предоставляются гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

 Вопрос:
Как определяется в данном законе социальное обслуживание?
Ответ:
Согласно ст. 3 настоящего Закона социальное обслуживание граждан – деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.

Вопрос:
Что такое социальная услуга?
Ответ:
Согласно ст. 3 настоящего Закона социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину.